Новые правила проверки ИПУ
19.03
2020
«Вводят новые правила поверки счетчиков!», «Правила поверки счетчиков изменили!» — такими кричащими заголовками СМИ начали 2020 год. Они будоражат не только простых граждан-потребителей, но и управляющие МКД организации. С нового года действительно вступили в силу изменения, которые регламентируют правила проведения поверки приборов учета. В этой статье мы разберемся, что же на самом деле изменилось в законодательстве и как это повлияет на работу управляющих МКД организаций.
Что изменили
Каждые четыре года — для ГВС и шесть лет — для ХВС потребители должны организовывать поверку приборов учета. По новым правилам результаты такой поверки станут регистрировать в Федеральном информационном фонде. Именно электронная регистрация будет основным подтверждением, что прибор прошел поверку.
Поправки внесли в Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений"1 (далее — Закон о единстве измерений). Эти изменения — плановые, в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Их цель — повысить прозрачность и контролируемость метрологических работ, а также исключить случаи подделки свидетельств о поверке. А еще это сделано для того, чтобы результаты метрологических работ стали юридически значимыми и появилась возможность подтверждать ими соответствие прибора учета метрологическим требованиям.
Росстандарт заявил, что действующие бумажные свидетельства о поверке ИПУ часто подделывают, чтобы обмануть управляющую МКД организацию, сэкономить на оплате коммунальных услуг. Много случаев, когда граждан запугивают санкциями и вынуждают провести поверку или заменить прибор учета до окончания межповерочного интервала или выдают свидетельства без испытаний. Разработчики новых правил полагают, что они значительно усложнят жизнь мошенникам.
Как будет проходить процедура поверки
Сейчас результаты поверки оформляют как бумажное свидетельство. Далее потребитель обращается в управляющую МКД организацию и просит принять результаты поверки и ввести ИПУ в эксплуатацию.
По новой схеме будет так. Сотрудник сертифицированной фирмы приезжает к потребителю и на месте проводит поверку. Ее результаты он сообщает владельцу и вносит в официальную базу данных Росстандарта — реестр ФГИС «Аршин» на сайте fundmetrology.ru. Сделать это сотрудник должен в течение суток. Возможно, сразу после поверки в присутствии владельца прибора через портал «Госуслуги». По желанию владельца прибора поверяющая организация выдаст ему бумажное свидетельство.
Посмотреть информацию о приборе и проведенных поверках можно будет в разделе «Сведения о результатах поверки средств измерений» реестра. Для этого нужно ввести заводской номер прибора. Доступ к таким данным бесплатный. Увидеть их смогут и контролирующие организации.
Росстандарт планирует автоматизировать метрологический надзор и подключить функцию автоматической рассылки владельцам приборов учета напоминания о том, что приближается срок очередной поверки.
Когда начнут действовать изменения
Подтверждать результаты поверки ИПУ электронной регистрацией во ФГИС «Аршин» станут с 24 сентября 2020 года.
Но это не означает, что после указанной даты бумажные свидетельства перестанут действовать.
Потребителям, которые зарегистрировали результаты поверки старым методом — на бумажном свидетельстве, не нужно будет повторно вызывать поверяющую организацию. То есть знак поверки на приборе, свидетельство о поверке, запись в паспорте (формуляре) счетчика, заверенная подписью поверителя и знаком поверки, — все это действует до даты, когда необходимо провести следующую поверку.
Что делать управленцам В работу управляющей МКД организации как исполнителя КУ новые правила регистрации результатов поверки приборов учета пока не принесли изменений. Вы по-прежнему обязаны ввести в эксплуатацию ИПУ после его ремонта, замены и поверки. Эту обязанность устанавливает пункт 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.